Понимаешь... -
Это просто, очень просто! -
Для того, кто хоть однажды уходил!
Ты представь, что это остро,
Очень остро! -
Горы, солнце, пихты, песни и дожди...
И пусть полным-полно набиты
мне в дорогу чемоданы,
Память, грусть, невозвращенные долги
А я еду,
А я еду за туманом,
За мечтами и за запахом тайги!..."
Да, весь наш с Симочкой маршрут, всё путешествие было "навстречу утренней заре", навстречу пробуждающемуся солнышку! Начиная с полёта на самолете в Иркутск. Рейс был вылетом из Москвы вечером, а прибытием по местному времени ранним утром. Первую зарю в своем путешествии я встретила в небе, за час примерно до приземления. Симочка в это время ничего не видела, поскольку пребывала в багажном отделении самолета, упакованная в чехол.
Ну а потом практически каждый день начинался с рассветом ("Утро! Утро начинается с рассветом, - Здравствуй! Здравствуй, необъятная страна!...").
В 6 утра Иркутск уже довольно оживлен, даже в выходной день, в субботу. Правда солнышка не было и в помине - лил непрекращающийся весь день дождь, и было довольно холодно, особенно после московской жары под 30.
На следующий день автобусом добралась с Симой на остров Ольхон, который в первое мое посещение Байкала так и остался неизведан. Интересный остров, красивый, очень длинный - почти 80 км в длину. Поселок Хужир посередине. С одного берега Ольхон - это точь-в-точь Куршская коса с елями, дюнами, даже песчаной дорогой. А с другой стороны - это горы и скалы, и каменистая береговая линия.
На Ольхоне меня удивило количество иностранцев. Их больше, чем наших, россиян! Ну да, в общем-то я заметила, что граждане Европы, Америки, Японии и прочих стран куда больше "нашего брата" интересуются российскими, или скажем так, "советскими" красотами! Даже наши своеобразные "дороги" их привлекают , как экзотика, которой у них нет. Впрочем, как я неоднократно уже говорила, и граждан Беларуси должна привлекать такая "экзотика".
На Ольхоне были и германцы, и англичане (в смысле англоязычные), и японцы, и корейцы, и даже один из Австралии.
Пришлось поневоле опять вспоминать английский! И опять сетовать на то, что частенько игнорировала в школе и в институте занятия по английскому языку. И завидовать парню из Иркутска, который свободно говорил и на английском, и на немецком, и на французском! Он очень выручал порой, когда что-то надо было объяснить , рассказать, показать.
Ольхонские дороги были не для моей Симочки, по "стиральным доскам" ездить она отказывается наотрез, видимо, боясь не столько за свое состояние после поездок, сколько за состояние мозгов своей хозяйки... Поэтому весь Ольхон я проехала на автобусах-УАЗиках. Всепроходимые машины оказались! В какие только дебри мы на них ни въезжали, в каких ямищах ни побывали, - везде старенькие , видавшие виды УАЗики вывозили нас!
На Ольхоне множество удивительных мест, там каждая скала и каждый более-менее крупный камень имеет свою легенду, свое название. Конечно же, есть и скалы счастья, - как просто : прикоснись к камню, дотронься до скалы, и твое сокровенное желание сбудется, - совсем не как в реальности, увы...
В последний день пребывания на Ольхоне я случайно выяснила , что пристань, откуда нам с Симой предстояло на следующий день на Метеоре ехать (идти, - всё же Метеор тоже теплоход!) в Северобайкальск, вовсе не в Хужире, как я полагала, а за 40 км от него, в сторону парома. Дорога... Ну да, всё та же "стиральная доска", да еще с камнями, да еще с песочком и пылищей от каждой проезжавшей машины!... Подумав, что Симочка мне пригодится еще, ведь наше путешествие только началось, да и мне мозги не лишними будут, - решила ехать либо попуткой, либо маршруткой. Вопрос решился сам собой - в гостинице (на турбазе) мне предложили поехать на микроавтобусе, который направлялся как раз к пристани встречать туристов, приезжавших из Иркутска. Вот так "попутным грузом" нас с Симой довезли "с ветерком" !
Северобайкальск - очень маленький городок, похож по площади на наше Солнцево. Очень много осталось деревянных бараков еще со времени строительства БАМа. Да уж, - могла ли я даже подумать, что окажусь на БАМе когда-то, да еще с велосипедом?... Поразила стоимость такси - 50 р по городу.
Для сравнения: по Солнцево 150 р! И таксишек, казалось, больше, чем всех жителей Северобайкальска, включая приезжих!
Симочка возила меня вдоль Байкала - в Байкальское, село на берегу Байкала, по асфальтированной дороге с не слишком крутыми и затяжными подъемами. Мимо проехали озеро, вошедшее в "Чудеса природы Бурятии", - Слюдянское. Вернее , два озера - Большое и Малое Слюдянское (название дано по красивой горной реке Слюдянка). Меня не впечатлили эти озера нисколько. Я даже подумала, что в моем Солнцевском районе есть куда более красивое озеро Мещерское... Поэтому не стала тратить время и испытывать Симино терпение на спуск по грунтовочке к этим чудесным озерам, ограничившись взглядом издалека, сверху ("сверху вниз", - как в буквальном, так и в переносном смысле).
Еще день я потратила на поездку, опять же на Симе, в сторону Тынды, тоже по асфальту, с небольшими и некрутыми горочками, - в Нижнеангарск (не думайте, что там близко устье Ангары, - название городу дала река Нижняя Ангара, а есть еще и Верхняя Ангара), и дальше, до Кучеры. Дорга идет вдоль берега Байкала с одной стороны, а с другой - БАМ! И именно этот участок БАМа изобилует тоннелями. Их там не только самое большое кол-во, но есть и второй по протяженности тоннель - 5 км. Самый длинный тоннель на БАМе - 15 км! Попутно, читая надписи на памятниках, установленных в честь БАМовцев, я узнала, что существует как минимум три типа тоннелей. Мысовые - те, что, видимо, сооружаются путем отсечения мыса горы. Собственно тоннели, то есть в самой горе прорубленные, - названия не помню. И какой-то третий тип, не помню уже ни названия, ни сути отличия от двух предыдущих.
Что удивило в Северобайкальске и потом в Братске, - в обиходе обращение "товарищи", давно позабытое уже, как мне казалось (правда, сама я порой "грешу" таким обращением...) . К примеру :
"Товарищи пассажиры", "Товарищи! Заходить в лес запрещено ввиду пожароопасности" и прочие объявления, как в виде надписей, табличек, так и просто в речи. Интересно, - может, это специфика именно тех, "БАМовских", мест, куда ехали по партийным и комсомольским путевкам? Там ведь почти все поселки или города, как Братск или Северобайкальск, возникли как лагеря-базы для строителей железной дороги и всего того, что было необходимо для их жизни - ну то есть того, что мы называем инфраструктурой.
В Северобайкальске есть интереснейший музей БАМа!
Еще один день был потрачен на поездку в другую сторону от Северобайкальска по БАМу - к целительному горячему источнику, вода которого, как мне поведали, лечит даже мертвых, в отличие от просто припарок, по пословице.
Поразительно, но если в сторону Тынды дорога асфальтовая, то в сторону Братска она практически отсутствует вообще. В лучшем случае это грунтовка "то-яма-то-канава", "стиральная доска", а правильней сказал попутчик в поезде, - "направление"!
Как ребята с Веломании катят там на велах марафон Братск-Северобайкальск, если честно, остается для меня величайшей загадкой века!..
В Братск из Северобайкальска нас с Симой вез поезд "Тында-Кисловодск". Поразительно, - идет этот поезд неделю, как из Москвы во Владивосток! Через всю страну! 8 тысяч км преодолевает не спеша !
Что поразило в Братске - это вода! Чистейшая, приятнейшая вода, сравнимая лишь с горными ручьями, текла просто из водопроводного крана! На мою просьбу дать мне холодной водички администратор гостиницы посоветовала пить просто из-под крана. Я налила себе треть стакана... Ну а потом еще стаканчик и еще! Действительно, такой вкуснейшей и чистейшей воды я никогда нигде не пила. Ну, если не считать горную.
Мне объяснили, что водичка ангарская.
Ну а потом, из Братска, - "Навстречу утренней заре, по Ангаре, по Ангаре..." на Метеоре в Иркутск.
Не скажу, что Ангара потрясла меня своей красотой. Да и берега были довольно далеко, мы ведь шли по Братскому водохранилищу. А вот когда Ангара, ближе к Иркутску, стала сама собой, - извилистой, не очень узкой, но и не водохранилищной широты рекой, - стало красиво. Забегая вперед, скажу, что Енисей понравился мне куда больше! С его обрывистыми, гористыми берегами, - где скалистыми, где таежными.
Иркутск на этот раз встречал нас солнечной теплой погодкой!
Поездила по городу, посмотрела вновь то, что уже видела в первое свое 6-дневное пребывание в Иркутске в июне 2008 года, и то, чего я тогда не видела, - к примеру, стало одним музеем больше - восхитительная деревянная усадьба, с очень красивым фасадом дома, - весь такой узорчато-кружевной! Чем-то напоминающий вологодский стиль деревянной архитектуры.
Поразилась, насколько же верно подметил Чехов, пребывая проездом в Иркутске : "Иркутск - превосходный город! Совсем интеллигентный, - театр, музей, городской сад с музыкой, хорошие гостиницы... Он лучше Екатеринбурга и Томска. Совсем Европа!" Сейчас, повидав многие сибирские города, могу подтвердить, что, пожалуй, самый красивый, самый "сибирский" что ли (дух, стиль сибирский) город - это Иркутск!
Хотя хороши и интересны и Тюмень, и Омск, и Томск, и Красноярск, и конечно же Новосибирск, - но пожалуй, в Иркутске лучше всего, "с закрытыми глазами" угадывается Сибирь! И что немаловажно, в Иркутске центральная часть, а она довольно обширна, осталась неизуродованной новыми строениями, немыслимыми торговыми центрами и прочими новостильными образчиками советской и постсоветской псевдоархитектуры, чем так грешат вышеперечисленные города, ну может, за исключением Новосиба, поскольку это и так город молодой.
Что интересно, - в иркутских музеях все надписи-пояснения на английском языке! Я удивилась, спросила, не для того ли это, чтобы всяк входящий сюда понимал, как важно изучение иностранных языков, и английского в первую очередь, как языка международного общения!
Вообще, всё мое путешествие на этот раз проходило как бы под девизом "Удивляться, удивляться и еще раз удивляться!".
Кое-что из удивлений я уже упоминала, а вот еще одно - стоимость входных билетов в иркутские музеи! Она не превышала 50 р! А уж как удивляются, по всей видимости, иркутяне, приехав, к примеру, в Питер! Стоимость там музейных билетов ОТ 250 р ! Но такие музеи надо еще поискать. В основном билеты стОят больше.
Следующим городом в моем путешествии был Красноярск, до которого мы с Симой добрались на поезде. Симочка, как обычно, отдыхала под столиком.
Красноярск удивил обилием столовых и всяких кафешек, пирожковых, кулинарий, вареничных, пельменных и прочих "забегаловок" с довольно низкими ценами и разнообразием вкуснятины.
Столовых я насчитала аж три сети : известная "Вилка и ложка", популярная на Урале и в Сибири , а также "Съем слона" и "Городская народная столовая". Не знаю, возможно, люди в Красном рождаются, чтобы вкусно поесть, поскольку столовых этих на каждой улице по несколько!
Удивило то, что в единственный костел вход возможен лишь на концерт , в костеле оргАн 18...какого-то года. Но... - концертов нет, сезон начнется лишь осенью, и войти в костел нельзя.
При этом в городе есть армянская церковь, синагога, баптистская церковь и еще Дом молитв, а там, как правило, собираются евангелисты, - странно было бы предположить, что католиков совсем нет, при том что со времен Гражданской войны в Красном осело множество поляков и чехов.
Удивило количество фонтанов и фонтанчиков! Даже плакат где-то видела : "Красноярск - город фонтанов"! Совсем как Петергоф! Большого Каскада правда нет.
Удивило разнообразие и многочисленность велосипедов на прокат перед пешеходно-велосипедным мостом! Их множество! И очень приличные - Джайнты, огромное кол-во Треков разных моделей... Стелсов не было ни одного. Ну , впрочем, вполне объяснимо, - все-таки близость Китая сказывается. Кстати, в Красном есть большой Китайский Торговый Центр. Что там и по какой стоимости - не знаю, не заходила.
К ребятам, занимающимся прокатом велов, пришлось обратиться за помощью, когда прокололась на деревянном тротуаре у Дома-усадьбы художника Сурикова Симочкина камера, да так сильно, что воздух, несмотря на герметик внутри, вышел наполовину, но к счастью, все-таки прокол загерметизировался, надо было лишь подкачать колесо, что успешно и сделали мне в велопрокате.
До сих пор колесо ничуть не спустило! Что бы я делала без герметика, не в курсе, поскольку, как доходчиво объяснили мне в Велоремонте, в Красном почему-то нет камер на колеса 20, а запаску я не взяла (кстати, я заметила закономерность - когда я НЕ беру запаску, то обязательно что-то случается с камерой, - она то разрывается вообще вдрызг, как в Абхазии, то прокалывается...).
Удивил Речной вокзал Красноярска! Точно такой же, как в Москве! И по архитектуре здания вокзала, и даже по точной копии причала.
Удивительный пароход, "Святой Николай", первый рейс которого по Енисею был в 1887 году, самый быстроходный на то время, стоИт на набережной на Стрелке. Недалеко от Речного вокзала. На этом пароходе совершали путешествие будущий император Николай Второй, Н.П.Рязанов и товарищ Ленин. Пароход ходил до Дудинки.
Сейчас по этому маршруту отправляются как экскурсионные теплоходы (к примеру, я встретила на Речном в-ле старого знакомого по волжским путешествиям - трехпалубник "Валерий Чкалов"), так и просто пассажирские суда, двухпалубники дизель-электроходы,- такие, как печально известная "Булгария". До Дудинки такие теплоходы идут 4 дня, от Дудинки, против течения, 6 дней. Уже в мечтах "прокатиться" хотя бы на пассажирском ("хотя бы" - потому что эти теплоходы практически не стоЯт нигде, - всего по 30 минут, самое большее час, то есть на берег не выйти и ничего не посмотреть) до Дудинки, а потом дехать до Норильска, а потом...
Удивили "Столбы" недалеко от Красноярска! Не своей красотой и необычным нагромождением огромных каменюг-скал, а тем, насколько же там полный бардак! Нет ни указателей, куда идти, ни описаний скал, тропы ведут в разных направлениях, и чтобы не заблудиться, да еще посмотреть побольше, надо хорошо ориентироваться, чего я совсем не умею, поэтому прошла по кругу, мало что увидев. Из того, что обнаружила, ничего особого впечатления не оставило, - Скалы Довбуша в Карпатах и больше размерами, и количеством, и они интересней даже в том плане, что каждая из таких скал, как какая-то фигура, и ты попадаешь как бы в сказочный лес с гигантскими обитателями, живущими в другом мире.
Кроме того, что Столбы меня разочаровали, еще одно удивление ждало меня внизу, - там, где я оставила свою Симочку!
Симу окружали охранники. И не для охраны и безопасности Симочки, а чтобы арестовать и конфисковать её у меня! Да, я грубейшим образом нарушила Правила посещения заповедника!
Проехала до тропы к скалам по заасфальтированной дороге 5 км!
Под заперещающий движение велосипедов знак! Вообще-то знаки запрещали движение и автомашин, но они ехали одна за другой! Нельзя было почему-то еще находиться на территории заповедника с собаками и кошками... Объяснения давались совершенно не укладывающиеся в голове нормального человека: собаки и кошки - животные непредсказуемые, могут внезапно напасть на прохожего! Велам нельзя потому, что на них можно заехать на скалы!!... Теперь вообразите меня на моей Симочке наверху скалы... - желательно с колбасой в зубах... А вот машины на скалы не проедут! Потому им можно... То есть было ощущение, что я попала в дурдом!.. Оформили Протокол о правонарушении, собирались отобрать мою подружку! До рассмотрения Дела! А это "судопроизводство" намечено было аж на тот день, когда я уже должна была быть в Москве! Удалось уговорить бдительных охранников вершить правосудия без меня и без Симы!
Вообще, Красноярск оставил впечатление сплошной Палаты номер шесть! К примеру, нигде не было трудностей с тем, чтобы мою Симу в гостинице куда-то поместить, а в Красном - "нельзя в гостинице, это ж велосипед, пожарники оштрафуют, люди перепугаются" и так далее в таком плане!
Поместили в камеру хранения, за 25 р в сутки! Это первая гостиница, где моя красавица жила платно! Но хорошо хоть , что ей в комнатушке камеры хранения было с кем пообщаться! - Рядышком жил велосипед-двухподвес! Правда, по моим наблюдениям, он никуда не ездил, поэтому Симочке было о чем рассказать этому другу!
К примеру, о поездке из Красного в Енисейск.
350 км до Енисейска автобус преодолевал за 7-8 часов! Неспешно и с перекусами-перекурами водителя. Осмотреть Енисейск можно и пехом за пару часов. Он маленький, с разрушенными или полуразрушенными памятниками архитектуры, коих, правда, много, да вот угадать в них то, что было когда-то, трудно... Если бы не Путеводитель с описаниями, то я просто решила бы, что в Енисейске нечего делать, нет там ничего примечательного... Хотя есть... - удивительное! Удивило то, что, если в Красном рождаются, чтобы поесть, то в Енисейске, похоже, наоборот...
Там меньше всего продуктовых магазинов, - вернее, их совсем нет, если не считать нескольких на главной улице, Ленина (кстати, памятник Владимиру Ильичу стоИт!). А вот на других улицах сплошь "Промтовары", "Универмаг", "Хозтовары", "Галантерея"... Люди в Енисейске, по-видимому, очень хозяйственные! Занимаются ремонтом, строительством, вышивкой-шитьем, рукоделием всяким, уборкой и прочими полезными вещами, - при этом так заняты, что не до еды...
Один собор в Енисейске, кафедральный, очень напомнил мне церкви в северных городах - В.Устюге, Вологде, Тотьме...
Переночевав в гостинице на самом берегу Енисея-батюшки, поехала опять в Красноярск. По пути автобус останавливали раз 5 полицейские! Искали убийцу... Удивительно!- Ну да, он, конечно же, сел в автобус и поехал... Причем забавно так спрашивали : "Посторонние есть?"...
Последний день нашего с Симой пребывания был тоже удивительным! Но в положительную сторону. Несмотря на непрекращающийся, как и в первый день, ливняк!
Симочка повезла меня в Дивногорск. Красивая дорога, очень напоминающая мне Сухумское шоссе - от Гагры до Сухума - серпантинчик, крутой и затяжной, точно как участок от Нового Афона до Сухума! Внизу Енисей. Горы. Красиво!
Серпантин, конечно, не Кату-Ярык в Горном Алтае к реке Чулышман, но тоже не слабый! Есть аварийный карман, съезд,"ловушка" для автомобилей, у которых отказали тормоза.
Аварий на том серпантине множество, как мне сказали, в чем я и убедилась, глядя на перевернутый грузовик и раздолбанную легковушку...
По пути на Дивногорск заехала в Овсянку, где жил писатель Виктор Астафьев. Вид оттуда на Енисей потрясающий!
На противоположном берегу Енисея красивейшие Саяны.
От Дивного предполагалось ехать обратно на Заре. Нет, не "навстречу утренней заре", а на теплоходике быстроходном "Заря", умеющим выбрасываться на любой берег для высадки-посадки пассажиров. Но не получилась поездка. Теплоходик не пришел. Видимо, ливняк его напугал... Повезла меня обратно моя верная Симочка!
"Ну вот и всё", - сказала я на прощанье в гостинице администратору, уже полюбившей мою красавицу Симочку, называвшей её "Ваша девочка"..., - "Счастье кончилось...".
И при этом - малюсенький огонечек того, что "умирает последним" ... - А может.... Может, счастье вернется еще?...
"Долго ль мне гулять по свету?...
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком..."
К.Т.
август 2011