1. «По долинам и по взгорьям»

Посмотреть Дальний Восток - была давняя моя мечта, из-за стоимости авиаперелета казавшаяся мечталкой. И вот - по воле Божией или по какому-то другому велению и по моему хотению, мечта воплотилась Аэрофлотом, сделавшим баснословные скидки на перелеты на ДВ. Так я в марте «прокатилась» во Владивосток за символическую стоимость туда-обратно 6 тысяч, так же, заранее купив авиабилеты, я оказалась в Хабаровском Крае и, надеюсь, состоится через пару недель перелет на Сахалин.
Итак, - Владивосток меня поразил тем, что он весь стоИт на сопках, - хоть я и знала теоретически это, и меня предупреждали перед поездкой, но всё равно не ожидала такого, - когда езда по городу превращается в преодоление - вверх-вниз - гор.
Карабкаешься на вершину очередной сопки, а потом летишь вниз. Если нужен музей, магазин, гостиница и так далее, то сначала надо забраться куда-то на немыслимую высоту (частенько лезть по лестнице, таща на себе, в буквальном смысле, свою Симу - двухколесную верную подружку). Выручило то, что у моей Симы есть не только передние звезды, но и две задние, - спасибо Маэстро Николаичу, который поставил мне их! Так что я скинула цепь Симочки на маленькую переднюю звезду, сзади - на самую большую или на средние, в зависимости от крутизны преодоления «препятствия», - и вперед и с песней!
Моя Сима произвела необыкновенное впечатление в городе!
Кажется, что таких велосипедов во Владивостоке больше нет или очень мало (как минимум, один похожий на Симу красавчик точно есть!). На острове Русский есть оставшаяся почти в первоначальном виде оборонная батарея , дорога к которой после основной трассы по острову, сделанной а-ля евроавтобан, к Саммиту, - грунтовка с ямами-канавами. Учитывая, что это был март, снег-лед был еще пока повсеместно, - добраться до батареи было делом не простым! Так вот, обгоняет меня автомобиль, сигналит неистово, - я подумала: вместо того чтобы так гудеть, объехал бы меня спокойно да и всё! - машина ведь, проходимость у нее повыше, чем у моей малышки Симы, которая и так еле держится на ледовых гребнях, чтобы не скинуть меня (кстати, пару раз всё же пришлось «спешиться»...), - а водитель открывает окошко и говорит : «А, это значит Вы ! О Вас и Вашем велосипеде в городе уже все знают и говорят!» ... Поразительно, - я в центре Владивостока была-то всего день, а на следующий отправилась на о.Русский, - как успели меня там все (!) заметить, я не в курсе... Правда, катала я по городу с раннего утра до самой ночи почти, благо что в гостиницу , забронированную заранее (квартирного типа), меня НЕ поселили, а найти что-то дешевое была весьма трудная задачка, да еще под ночь уж. Так что ночевка под грандиознейшим мостом через залив Золотой Рог или через пролив Босфор Восточный светила далеко не в тумане!... Но Бог помог, святой Николай или еще какие силы, - я нашла благодаря совету таксиста комнатушку в самом центре, у фуникулера, в общаге, - как раз окном на мост через Золотой Рог,- почти даром, в отличие даже от забронированной гостиницы.
Так что нет худа без добра, как говорится.
Может, меня и мою Симочку запомнили потому, что я вообще была на велосипеде в городе одна, и, посещая все музеи (особенно запомнился дом-музей Арсеньева, - и экспозицией, и подъемчику к нему...),- я везде «знакомила» музейных работников с моей верной подружкой. Кроме того, я задавала немыслимое кол-во вопросов людям на улицах города...
Сам город очень понравился, - интересный, красивый, необычный. Мне захотелось приехать сюда еще раз. Тем более что пролив Босфор Восточный посмотреть не удалось, - из-за сильнейшего тумана! Ничего, кроме моста, по которому идет дорога на о.Русский, видно не было вокруг.
Сами мосты, кстати, весьма интересны, - не только тем, что очень красивые и длиннющие, а в темное время еще и с иллюминацией, - но и особыми правилами проезда по ним. Например, на мостах нельзя останавливаться ! Ни машинам, ни моей Симе даже! Пешеходам по ним идти и вовсе запрещено.
Везде камеры, и если нарушил, - то.... Нет, не расстрел незамедлительно, а разбирательство с представителем охраны, который, как оказалось, всё видит, что делается на мосту, - потому как, как я выяснила, когда на обратном пути меня этот представитель остановил и расспрашивал, чего это я на пути на остров встала на обочине,- везде понатыканы камеры. Так что - и не в туман - встать и пофотографировать, посмотреть неспешно не получилось бы.

Вторая моя поездка на ДВ состоялась уже летом, в июне, - Хабаровск-Николаевск - с заездом в Ванино и Совгавань, Комсомольск-на-Амуре. Сима была, как всегда, со мной, хотя дальние расстояние преодолевались, конечно, не на велосипеде, а автобусами, поездом и метеором .
Хабаровск сразу поразил меня несчетным кол-вом велосипедистов! Не Амстердам, конечно, но близко к этому.
Велосипеды всяко-разные, - от шоссеров до обычных стареньких дорожников. Много раз встречались весьма пожилые люди на велах, - и это при том, что сам город хоть и не на сопках, как Владивосток, но если едешь как бы поперек основных городских магистралей - ул Муравьева Амурского, Ленина, бульваров Уссурийского и Амурского и пр, - это затяжные довольно крутые подъемы, стремительные спуски, вверх-вниз, - втягиваться на эти «перевалы» весьма трудновато. Правда, на маленькую переднюю звезду всё же перекидывать цепь я не стала, ограничившись сочетанием 53-34.
Хабаровск - красивый город, с сохранившимися постройками в стиле модерн начала ХХ века, - купеческими особнячками, магазинчиками, красивыми театрами, очень зеленый город, с парками, скверами, бульварами, красивой набережной, где есть велодорожка и велопрокат. Правда, ни одного велосипеда прокатного замечено не было. Красива река Амур. В этом году особенно широкая из-за необычайно большого разлива воды, - вода поднялась так, что во многих местах подтоплены мосты и прибрежные постройки.
Метеор Хабаровск-Николаевск из-за этого ходит лишь от Комсомольска, - и даже от Комсомольска до Богороского не делает остановок, поскольку нет возможности ставить дебакаркадеры, - там, где они должны стоять, стоит высоченного уровня вода.
Приятно удивило то, что в Хабаровске буквально на каждом перекрестке, везде и всюду, стоЯт квасные бочонки, - пей не хочу! Очень вкусный квас фирмы «Тайга». СтОимость кваса чисто символическая, если сравнивать с московской. А вот стоимость молочных продуктов.... Не камчатская, конечно, не сто рубликов минимум за литр, но весьма близко к этому... Но очень вкусная продукция местных молокозаводов! Смешно, но по местной молокопродукции именно мне пришлось быть «гидом-переводчиком» в последний день моего пребывания в Хабаровске... опять, Хоть народу в магазине было немало, и даже весьма не мало, - обратились почему-то именно ко мне... Не знаю, почему...
С хлебными изделиями сиуация, мне показалось, не так хороша, как с молочкой, - есть два вида хлеба городского х/з - «черный» и «белый», - вся другая выпечка каких-то ЧП, ООО и так далее...
Полно московской и уральской кондитерки, шоколада местного, печенья и так далее я не обнаружила, по причине отсутствия кондитерской фабрики, видимо, - есть кое-что Владивостокского «Приморского кондитера» - кстати, весьма неплохого качества продукцию выпускающего , благо что во время пребывания во Владивостоке фирменные магазины «Приморского кондитера» активно были мною посещаемы...
Мороженое в Хабаровске местного пр-ва тоже отсутствует, но кое-что из приморского найти можно.
Что еще впечатлило в Хабаровске, так это старый добрый дружище пузатик-трамвай! Такие, коломенского производства, бегали давным-давно, еще в пору моего детства, по Москве, - в частности, я всегда, помню, ждала именно такого пузатика, чтобы долго-долго наслаждаться поездкой из Новогиреева до Курского вокзала или до Измайловского парка, или до Преображенки.
Потом такие трамваи исчезли в Москве и бегали еще сколько-то лет в самОй Коломне, радуя меня. Потом и коломенских пузатиков не стало.... Сейчас - сплошь современные новенкие красавчики. И тут вдруг, в Хабаровске, я встретила этих толстячков в большом кол-ве! Внутрь не заходила, но через окно видно было, что, похоже, и «интерьер» салона сохранился в первозданном виде.
Не знаю точно, - спереди-сзади я не обнаружэила никакой надписи, какого завода этот трамвай, - возможно и даже наверняка табличка есть внутри салона, - коломенец это или какой-нибудь усть-катавец, - но осталась радость от встречи со старым другом !
Водители на дорогах Хабаровска понравились своей терпимостью! Были случаи, когда я думала, что в Москве за такую мою езду меня расстреляли бы без предупреждения, а уж добрых-ласковых слов я услышала бы немало в свой адрес, вопросов опять же о степени развития моего ума, и так далее. А в Хабаровске даже никто не гудел, - терпеливо пропускали, уступали, объезжали . ( В качестве отступения, - в первый же день моего возвращения в Москву я попала в небольшое ДТП, - мою Симу снес водитель машины, совершая правый поворот из крайнего левого ряда! - его маршрут, этого авто, почему-то был проложен непосредственно через мою красавицу Симу, которая, впрочем, в долгу не осталась, отомстив обидчику тем, что снесла зеркало заднего вида. Водитель авто был настолько очевидно не прав, что предпочел удрать с места ДТП, несмотря на моё деловое предложение вызвать ДПС...).
Из Хабаровска мы с Симой поехали на автобусе фирмы Пять звезд в Ванино, - порт, из которого ходят паромы на Сахалин.
Вообще, первоначально у меня был другой план, - не две разные поездки - Хабаровский Край и Сахалин - а одна: с Сахалина из Холмска на пароме в Ванино и через Комсомольск и Николаевск в Хабаровск, или из Ванино на пароме в Холмск с вылетом в Москву из Ю-Сахалинска. Но по деньгам это получалось очень мне-не-осилить, а по времени очень мало на всё, - и весьма удачно, как оказалось, что одна поездка была распределена на две.
Удачно потому, что, как сказал один пассажир с парома, - а паромы эти я в Ванино видела и присутствовала даже при загрузке одного из них, - паром можно ждать до второго пришествия! Этот товарищ ждал, к примеру, несколько дней, причем выйти в город практически нельзя, так как объвляют всё время, предупреждают, что «кто не с нами, тот....» хоть не «против нас», но явно имеет возможность на посадку не успеть, так как посадка объявляется в любой час «по обстоятельствам». А обстоятельства почему-то всегда против выхода парома, - то не совсем хорошая погода, то дождь, то туман, то волны, то еще что-то.
А вот стоимость проезда на пароме порадовала! - Для сравнения: стоимость проезда на метеоре из Комсомольска в Николаевск (в 7 утра выход, в 6 вечера приход) 3,500 т.руб.. Стоимость проезда на пароме в каюте люкс (!!) - 3 тысячи ровно. Остальные каюты, разумеется, гораздо меньше. Если бронировать билет заранее, то прибавится еще около 300 рублей. Вроде бы, даже с одноразовым питанием на борту судна!
Итак, на автобусе я прибыла в Ванино, поселилась в весьма приятной гостинице Спортивной (как раз мы с Смимой «по направлению деятельности»), а на следующий день отправились в Советскую Гавань, - Сима меня довезла «с ветерком» в прямом и переносном смыслах слова! - спасибо нашему форумчанину из Ванино, который рекомендовал мне ехать ИЗ Ванино в Совгавань, а не в обратную сторону! Перевальчики затяжные и весьма крутые встретились мне по дороге дважды, но в сторону Совгавани они были спусками, к счастью. Совгавань приятно удивила, - маленький уютный городок, с весьма радушными жителями, - доброжелательными, терпеливо всё объясняющими-показывающими, - хотя городок в пару улиц, но заблудиться, как я говорю, и в одной сосне - у меня талант непревзойденный...
Затем, из Ванино, сев вечером на поезд, который идет по очень живописной дороге (!), - извилистой так, что на очередном повороте виден весь состав, по «долинам и по взгорьям»,- жаль, что основная горная часть пути ночью, - мы с Симочкой прибыли в Комсомольск-на-Амуре.
Комсомольску как раз в день нашего прибытия исполнился 81 год. 12 июня в городе отмечается не только День России, но и День города, в связи с чем было организовано шествие по центральным улицам к Амуру, к речному вокзалу, рядом с которым большая красивая площадь с памятниками, - в частности, первопроходцам-комсомольцам. На площади и вокруг было столько вкуснятины, что угроза обож... ну, накушаться до степени «не могу больше на еду смотреть» была вполне реальной. Причем каждым лотком-палаткой представлены были какие-то городские предприятия.
Звучали песни, - о городе, о комсомольцах, - те песни, которые были весьма популярны в советские времена и которые мы помним и любим и сейчас. Приятно было постоять-послушать.
Особо стоять, правда, не было времени. Сима, украшенная ленточками-флажками, немного даже поучаствовала в одном из велопробегов (их было два, - один для подготовленных к дальним поездкам спортсменов, на 35 км за пределы города, а другой - на 5 км по городу - для всех).
Сам город очень приятный - много зелени, парков, живописных мест отдыха, фонтанов, скамеечек. Есть небольшой зоопарк «Эко-центр Питон». Посмотрела там лисиц и прочих зверей.
Сказали, что в том районе, где я обосновалась в гостинице, лисиц что собак! - они приходят на предприятия Амурстали, их подкармливают сотрудники, - лисы эти совсем ручные. Кстати, как мне говорили и я в Новостях смотрела, - медведи тоже перестали людей чуждаться, - выходят на трассы, где их подкармливают водители.
Что еще приятно было, - это то, что мои любимые толстячки-трамваи в Комсомольске бегают тоже, как и в Хабаровске, наряду с совсем новенькими современными.
Из Комсомолька на метеоре я добралась до Николаевска. В тот день задул сильнейший ветрища и полил дождь! - метер шел в штормягу. Амур очень широк во многих местах, - напомнил мне водохранилища на Волге, - например, Куйбышевское, - где и берег не виден, и судоходство по морским правилам. Амур широк , хотя на нем водохранилищ искусственно созданных нет, во всяком случае от Хабаровска до Николаевска. Просто эта река сама по себе широкая, особенно к устью, да еще в этом году уровень воды поднялся как никогда. Метеор кидало с борта на борт на волнах, - пришли в Николаевск с опозданием, хотя и не намного. Амур очень красив ! Во многих местах метеор идет близко к берегу и можно полюбоваться (если не снесет с открытой палубы и не смоет дождем) окружающими скалами, столбичами.
Забегая вперед, - горы «изнутри» я смогла посмотреть на обратном пути из Николаевска, когда ехала в Хабаровск на автбусе, как раз через гряды-перевалы, по очень красивой, хотя и долбанной дороге-грунтовке. Автобус идет без малого сутки, отправившись в 7 утра из Николаевска, - и самая красивая, горная часть дороги-грунтовки проходит днем.
Вообще, кто собирается в те края, совет, - если ехать автобусом, то именно ИЗ Николаевска или Богородска (большого села на Амуре), а не из Хабаровска , - потому что расписание удобней, - в сторону Николаевска из Хабаровска самую красоту вы проедете ночью, прибудете в Богородск в час ночи, потом пересадка на другой автобус, поменьше и жесткий, где не поспишь, и еще 4-5 часов ночной тряски вам обеспечено. Приедете в село Подгорное часов в 5-6 утречка, тогда как первый паром на другую сторону Амура, в Николаевск, отходит в 8 утра! Всё это время вам придется кормить несметное полчище комаров!
Слава Богу, я как-то сразу выбрала верный путь, - из Хабаровска постепенно двигаясь в Николаевск, а не в обратном направлении.
Сам Николаевск мне очень (!) понравился. Сохранились домики старой постройки, деревянные, со времен первых поселенцев. Жить в таких, конечно.... - наверное, проблематично. Постепенно эти дома сносят, строят новые. Какой-то дух, неповторимость города, конечно, утрачивается. На мой взгляд, хорошо бы оставить к качестве музейной зоны, как в Ульяновске, к примеру, хотя бы одну улицу с такими домами. С музеями, памятниками и так далее.
В Приморье и в Хабаровском крае, кстати, почему-то все памятники Муравьеву-Амурскому, а они есть в каждом городе, и Николаевск не исключение, - одинаковые!..
Есть удивительный памятник в Николаевске, - партизанам, которые в 20-м году сожгли весь город, таким образом борясь с белогвардейцами, и так основательно, что от старого города камня на камне не осталось! - так вот им в Николаевске стоит памятник «Вечная память героям!»...
Еще непрятный осаок оставили таксисты, - приехав (придя) в Николаевск уже к вечеру, чтобы не терять времени на поиск гостиницы, я решила поехать на такси. Так вот при заказе такси почему-то надо перечислять всё, что везешь с собой! - за каждое место багажа, будь то маленькая сумочка, не говоря уж о Симе, надо платить отдельно! То есть не стоимость поездки оплачивается, как всегда в такси, независимо от кол-ва народа или багажа, а каждого конкретного места, в том числе и багажа, учитывается!
Смешно то, что до гостиницы, несмотря на все заверения таксистов, что добраться, не зная дороги, весьма пробематично и «потратите времени до ночи в поисках», - дойти даже пешком минут 30 неспешным темпом, с осмотром всех памятников на набережной, фотографированием и так далее, не говоря уже о поездке на велосипеде, - причем «искать» там ничего вовсе не надо, - улицы расположены вдоль Амура и поперек, - достаточно выйти на главную улицу и подняться квартал вверх, и еще 2 квартала влево, - и всё, гостиница «Северная» перед тобой! За эту поездку таксисты берут 120-200 рублей.... плюс стоимость багажа...
Да уж, невольно вспомнилось: «чтобы провал меньше проваливался».
Как я уже говорила, поездка на автобусе, хоть и долгая, но совсем не тяжелая, - потому как идет она по красивой горной дороге, через лес, - причем растительность разнообразная, - есть смешанный лес, есть только сосново-еловый, в моем представлении таежный, а есть только лиственничный. Представляю, какая красотища, если ехать осенью,- какие краски, многоцветие!
Горы похожи на Карпаты своей природой, растительностью (к примеру, граб), и по высоте такие же. На некоторых вершинах лежал снег.
Несколько раз автобус шел по плато, - «мне сверху видно всё, ты так и знай». В голове весь путь крутилась песня С.Наговицина : «Там на елках шишки, там медведи, там вообще природа от Христа! Те места, куда, дружок, с тобой мы едем, - в дупель кислородные места!..». Одно место было не только «в дупель кислородное», но и в дупель полноводное, - это было чуть отъехав от села Богородского, - автобус поехал по воде аки по суху !... Впереди была «вода-вода, кругом вода», плавали лодочки, - а автобус ехал! - оказалось, что под колесами всё же мост, - только этот мост ушел под воду из-за поднявшегося до такой степени уровня Амура! Есть указатель, сколько см от моста, - в тот день было 30 см, но как сказали, это вода спала все-таки, было куда больше и автобус буквально плыл, вода заполняла багажное отделение по полной! Слава Богу, Симе повезло, она не плавала там в воде, - приехала в Хабаровск вся в пыли, но не в воде.
Поскольку ночь мы с Симой провели в автобусе, сэкономив таким образом деньги на гостиницу и время, - приехав рано утром в Хабаровск, первым автобусом отправились в Биробиджан. Город очень уютный, красивый, приятный во всех отношениях! Много городской скульптуры, - центре и на набережной, довольно протяженной, с беседочками, скамеечками, цветниками, смотровыми площадками, со спусками к реке Бире. Моя Сима фотографировалась, - с «присевшим отдохнуть пожилым горожанином», с «художником за мольбертом», со «скрипачем» у филармонии, которая тоже расположенна прямо на берегу реки Биры, - весьма впечатляющее здание!
Есть в Биробиджане и свой «Арбат» - небольшая пешеходная зона с кафешками, фонатанами, скамеечками, газонами-цветниками живописными, с лотками, где продают пирожки и всякую другую вкуснотищу, мороженое и, конечно, квас.
Понравился Краеведческий музей, расположенный в старом по времени постройки здании, памятнике архитектуры, рядом с большой синагогой. Рядом с синагогой - кафе «Сима», что мою красавицу Симу порадовало. Вообще, есть река Сима, - на Сахалине, - куда мы должны, по плану, добраться в следующую поездку на ДВ.
В Биробиджане очень красивый ж/д вокзал, с большим фонтаном, с памятником первым переселенцам.
Что удивило, - в городе гораздо больше православных церквей, чем синагог. Синагог всего две, а церквей только в центре три, плюс еще на окраинах. Одна из них, Святого Николая-чудотворца, - деревянная, большая и очень красивая. Вывески, названия в Биробиджане на русском и идиш.
Приехали в Хабаровск из Биробиджана уже к вечеру. А утром следующего дня - в аэропорт. Выехала на Симочке рано утром, чтобы неспешно еще раз проехать по уже знакомым местам, попрощаться, - этот край запал в душу и не хочется говорить «Прощай», - я говорю «До свидания, до встречи!».